Мои артефакты

В рамках весенней уборки и наведения порядка в квартире.

Артефакт (лат. artefactum от arte — искусственно + factus — сделанный) в обычном понимании — любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности.

— В культурологии — какой-либо искусственно созданный носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации; предмет культуры в трёх основных сферах её бытия: культура материальная, духовная, человеческих отношений.

— В культуре — любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое, символическое содержание.

— Артефакт в археологии — объект, подвергавшийся воздействию человека и обнаруженный в результате раскопок или единичного, иногда случайного события

Из Википедии

Глиняное прясло эпохи бронзы, Ош, Сулейман-Гора, 1980

То, что на фото, в археологии называется «черепок», то есть осколок разбитой керамической посуды. Моя мама, Елена Васильевна Дружинина была археологом, настоящим практиком, который проводит настоящие раскопки (и сам расчищает в том числе, то есть чистит находки кисточкой, как в фильмах показывают), так что слово «черепок» имеет для меня только это значение и никакое другое..Этому черепку 3000-3500 лет, найден он моей мамой на раскопках древнего поселения эпохи бронзы на южном склоне Сулейман-Горы в городе ОШ, в Кыргызстане (тогда в Киргизской ССР) в 1980 году и подарен мне в качестве памятного сувенира на день рождения.

sulayman_too
Общий вид Сулейман-Горы (Сулейманки) издалека. Видны четырк вершины, Северная — сзади и не видна.

С оборотной стороны черепка маркировка, которая должна наноситься на ВСЕ найденные на раскопках черепки для того, что бы было понятно, старая ли эта находка, или свеженайденная (черепки все кажутся одинаковыми, если они не какие-то особенные). На черепках положено писать место находки и год находки: ОШ-80, СГ (Сулейман-Гора), Я-39 (яма 39). Яма — это настоящая яма, выкопанная древними жителями поселения на Сулейман-Горе и служившая им помойкой; туда выбрасывался всякий бытовой мусор, объедки, осколки, отходы… со временем органика сгнила и осталось не гниющее: кости съеденных животных, осколки посуды, сломанные орудия… всё такое… настоящая сокровищница информации для археолога-практика! Такого рода ямы называются «хозяйственная яма» и это распространенный термин в археологии.

Глиняное прясло эпохи бронзы, Ош, Сулейман-Гора, 1980. Оборотная сторона

Как видно на фото, этот черепок необычен: он имеет форму типа «круг». Это потому, что это «прясло», утяжелитель для веретена (предмета, использовавшегося для прядения шерсти или других волокон (лен прядут, хлопок) в нитки для ткачества (Соответственно, если есть прясло для прядения, значит были нитки, если были нитки, значит было ткачество, ручное, естественно. Если было ткачество…оседлые народы… домашнее животноводство и растениеводство (шерсть, хлопок, лен)… и так далее. Вот так из находки одного черепка можно сделать много правильных выводов.) . Моя бабушка использовала для этой цели кусок сырой картошки и меня всегда это удивляло, так как я с детства знала о существовании прясла (я же прясла с детства видела, их часто в раскопах находили. Кстати, «в раскопах» и «на раскопках»: раскоп — это еденичное место, где раскопали, траншея, могила; раскопки — совокупность раскопов и сам масштабный процесс археологического исследования, раскопки поселения на Сулейман-Горе, например). Просто картошки на Севере было полно, а в Средней Азии 3000 лет назад картошки не было вообще, её же Колумб (или не Колумб, ХЗ) на наш континент привёз, а Петр I завез в Россию… короче, картошки там не было, вот и пользовались осколками керамической посуды.

Глиняное прясло эпохи бронзы, Ош, Сулейман-Гора, 1980

Я отвлеклась. Данный черепок — это так называемый «красный ангоб» (что такое «ангоб» — см. в конец поста, из Википедии), это выражение я тоже слышала чуть ли не с рождения. «Красный» — потому что красного цвета, там почвы красные, в тех местах. На черепке роспись черным ангобом (где-то нашли черную глину, в тех местах черные почвы, пригодные для изготовления ангоба, встречаются не так часто, их надо ходить и искать… это говорит о том, что ТЕ люди, в ТО время имели некое стремление к украшению своей бытовой посуды (этот черепок — осколок какого-то бытового горшка, не тонкостенного, но не для приготовления пищи: для приготовления пищи были горшки другого плана, из огнеупорной глины; их тоже иногда расписывали (были найдены черепки). Либо черная краска для росписи горшка была получена иным путем, но всё равно, эту краску специально делали или добывали… ключевое слово «специально», просто для того, что бы украсить изделие.

ОШ, Сулейманка
Круглый в скале — музей в пещере, а недалеко влево — раскопки, которыми руководила моя мама и где было найдено это прясло. На фото — лето, поэтому всё такое желтое и сухое.

Кто были эти люди, жившие на территории современного города ОШ по национальности… не было в те времена национальностей, были разные племена без характерных признаков «национальности».

ОШ, Сулейманка, одна из вершин
Вид на город Ош с одной из вершин Сулейманки

Далее. Решив сделать для жены прясло, человек того времени нашел в помойке того времени (в хозяйственной яме) подходящий красивый черепок, обточил его на плоском камне (такие камни со следами обтачивания тоже находили). просверлил в центре черепка дырочку (что бы насаживать на острие веретена) и… вуаля! Прясло готово: пряди, моя дорогая!

Прясло эпохи бронзы, Ош, Сулейман-Гора, 1980. Оборотная сторона

Вот такая история…. и, что бы сохранить это мамин подарок, я решила украсить им брошку. На верёвочку повесить для ношения — нельзя, поверхность прясла от веревочки и от одежды истирается, вон, на фото это видно, и след от предыдущей веревочки, и общая потертость…. Допустить утрату этого артефакта я не могу, и так слишком много из прошлой жизни мною потеряно, поэтому сделаем брошку: и носить, как украшение, можно, и сохранность пряслу будет обеспечена.

Вот тут чудесно написано об Оше.Ошские фотки я взяла оттуда, только пояснения мои. Спасибо большое, автор!

Ангоб (фр. engobe) — покрытие из жидкой глины, которое наносят на поверхность изделия до его обжига в виде сплошного или частичного покрытия для получения более гладкой поверхности, маскировки нежелательной окраски изделий, создания рельефного рисунка и т. п.

Часто в него добавляют пигмент, который после обжига определяет цвет поверхности сосуда. После просушки ангоб иногда обрабатывают лощением, а украшение сосуда иным способом производится поверх этого покрытия.

Различают ангобы белые (из беложгущихся глин) и цветные (из глин с цветообразующими добавками).

P.S. Кстати, если вернуться в те места, то можно попробовать что-то вернуть из прошлого… оно будет не «ТО», оно будет другое. Но будет.

Возвращение туда я отложу пока, не все чаши ещё выпиты, моя жизнь длинная. А если не успею — то вернусь в другой жизни.

Церковь Михаила Архангела в городе Ош. Тут я крестилась.
Церковь Михаила Архангела в городе Ош. Тут я крестилась.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *